Река Снежедь

река Снежедь

Автор – Михаил Трусков (Тула)

В рамках проекта “Малые реки Тульской области

С Хитрово – с.Тургенево – 17 км; – с.Бежин Луг- 7 км; – с.Жизнь – 11 км; – с.Жерлово – 3 км; – с.Троицкое-Бачурино – 10 км

Река Снежедь протекает в юго-западной части Тульской области среди живописных лугов и полей, воспетых И.С.Тургеневым в своих многочисленных рассказах. Несмотря на большое количество сел и деревень, разбросанных на её высоких берегах, река не оставляет впечатления обжитой. На протяжении почти всего 30-ти километрового маршрута от родового имения писателя в с.Тургенево до села Троицкое-Бачурино у впадения Снежеди в Зушу только низководные мосты да отдаленный лай собак напоминают о том, что вокруг живут люди.


Река удивительна тем, что её ширина почти не меняется при приближению к устью. Ширина реки практически везде 7-10 метров. При этом, естественно, чем ближе конец маршрута, тем сильнее течение и больше глубина перекатов. Про редкую равнинную реку можно сказать, что её низовья в спортивном плане более интересны, чем верховья. Здесь это именно так: последние километры перед Троицким-Бачурино – это непрекращающаяся борьба с поваленными деревьями, низкими ветками, сдобренная шустрыми быстринами и крутыми поворотами. Логическим завершением маршрута служит мощный короткий перекат с перепадом воды около метра непосредственно перед высоким бетонным автомостом в с. Троицкое-Бачурино.


Маршрут от с.Тургенево проходим в течение всего лета только на пластиковых каяках. Даже для надувного каяка типа “Ватерфлай” или “Ласточки” многие препятствия (особенно завалы) будут труднопроходимы как по ширине, так и по высоте. О прохождении Снежеди летом на байдарках не стоит и думать – количество обносов для такого типа судов будет неоправданно велико даже для такой очаровательной речки.
Для счастливых же обладателей пластиковых каяков Снежедь – великолепный полигон, где можно прекрасно провести летний уик-энд, наслаждаясь природой и получая некоторый опыт каяковождения на отнюдь не гладкой воде. От Хитрово в паводок можно пройти на любых туристических судах.
На реке много препятствий, как естественного, так и техногенного происхождения. Низкие пешеходные мостки, естественные и искусственно созданные завалы, безусловно, не украшают маршрут, но и не создают ощущения безысходности. Река слишком обжита, чтобы не иметь этих непременных атрибутов присутствия двуногих существ, предпочитающих свалить бензопилой лишнюю лозину поперек реки, чтобы не идти лишние 48 метров по берегу до такого же импровированного мостика, созданного чуть раньше.


Некоторым минусом маршрута является то, что точка завершения сплава расположена в отдалении от железнодорожный станций и регулярных автобусных маршрутов. В то же время, для заброски на любую реку пластиковых каяков практически всегда приходится использовать дружелюбно настроенный к вам легковой автомобиль с багажником или специально обученный микроавтобус. В этом отношении Снежедь предоставляет туристам-каякерам богатые возможности как заброски-выброски, так и контроля за прохождением маршрута. На протяжении пути река неоднократно протекает под автомостами различной степени сохранности ( в селах Бежин Луг, Ясное Утро, Живой Ключ, Кальна, Жерлово).


К месту старта в с.Тургенево и завершения маршрута ведет асфальтовая дорога через ж.д. станцию Чернь железной дороги Москва – Орел. До реки от станции около 7 километров. Сама станция расположена в непосредственной близости от автотрассы Москва – Тула – Орел. Подъезды ко всем мостам (кроме, пожалуй, разрушенного, в районе с. Ясное Утро) вполне пригодны даже для сугубо городских автомобилей.
Рекомендовать продолжать сплав по Зуше и далее по Оке я бы не стал по одной очевидной причине – ближайшее место, где можно цивилизованно завершить маршрут – город Белёв, расположенный в 60 километрах ниже по течению. При этом сомнительное удовольствие от плавания на каяке по широким просторам равнинных Зуши и Оки вряд ли стоит по крайней мере одного лишнего ходового дня.

18 июля 2004 года. Каяк “Данцер”

Начинаю путешествие под мостом близ родового имения известного писателя Ивана Тургенева. В его времена на берегу чистой и быстрой Снежеди был разбит парк. А сама деревня, дабы не портила вида живописных берегов, была перенесена на правый берег. Сейчас Тургенево насчитывает чуть более десятка дворов, хотя в старые времена на службу в расположенный в селе храме Пресвятой Богородицы собиралось до тысячи прихожан.
Ширина реки не более 10 метров (фото 1). Практически сразу же встречаю первый остров с быстрыми протоками. Берега высокие, поросшие густой травой. Со дна к поверхности чистейшей воды тянутся водоросли. Через 5 минут хода первый обнос – пешеходный мост.
Река то сужается до 7 метров, то разливается 15-ти метровым “плесом”. Глубина от 40 сантиметров до 1.5 метров, когда вертикально поставленное весло уже с трудом достает дна. Судя по всему, есть и более глубокие места, поскольку на берегу сооружено некое подобие прыжковой вышки. Дно щебнистое и остается таким на протяжении всего маршрута.
Л.б. высокий, порос молодыми березами, много склоненных деревьев, но везде есть проходы. По берегам ивы, кусты смородины, сныть, крапива (фото 2).
Присутствие населенных пунктов, которых тут, судя по карте, неисчислимое множество, едва угадывается.
Металлический пешеходный мост прошел под правым берегом. Через 200 м. ещё один – деревянный, прошел под л.б. За мостом у самой кромки воды на л.б. – железобетонное кольцо-колодец.

Травянистый склон круто уходит вверх почти от самой воды. Круглые листья кувшинок уютно теснятся у берега. Практически ничто не напоминает о цивилизации. Лишь два белых гуся, степенно уступивших мне дорогу, да выкошенная делянка на берегу говорит о том, что жильё совсем неподалеку. В подтверждение этих мыслей из-за густых прибрежных кустов слышится обиженное тявканье собаки и торжествующий крик петуха. Река, тем не менее, кажется совсем необитаемой.
Но вот новые следы присутствия приматов – реку перегораживает редкий заборчик из тонких водопроводных труб, вбитых в дно. Жалкое подобие мощных рыбацких заколов на Рессете и Жиздре. Чуть дальше, на мостушке, лежит ещё одно мощное орудие для поимки рыбы – верша из алюминиевой проволоки.
Перед автомостом в с. Бежин Луг (фото 3) перекат из камней и принесенных течением веток. Прополз на брюхе посередине препятствия, не пожелав лезть в сомнительные буруны левого слива с камнями в русле.

За Бежиным Лугом справа к реке подступает дубовая роща, постепенно переходящая в красивейший косогор с отдельно стоящими дубами. Перекат с камнем посередине русла.
Река чуть расширяется. На берегу металлическая лодка – паром.
Снова русло сужается до 7-10 метров. Снежедь не дает скучать, закладывая по лугам мелкие петли с крутыми поворотами. По берегам лишь отдельные крупные лозины.
Долгий прямой участок среди лугов. Перед холмами поворот направо под высокий склон и сразу же в русле под кроной поваленной лозины меня поджидают множество крупных каменных параллелепипедов. Оставив лодку, совершил восхождение на высокий левый берег (фото 4).

После холмовосхождения начинается участок узкого русла со множеством поваленных деревьев. Выходить на берег не хочется, и приходится изворачиваться, то проползая под комлем упавшего ствола, то протискиваясь между веток кроны. Начинаю понимать, что если бы я пошел сегодня не на узком пластиковом “Данцере”, а на более комфортном надувном “Ватерфлае”, то не смог бы так относительно безболезненно преодолеть этот участок. О прохождении Снежеди на байдарке, даже на легкой надувной “Щуке”, речь уже не идет, если только туристы сознательно не хотят проверить себя на моральную и физическую стойкость.
Для путешествующего по Снежеди на каяке эти препятствия – как острая приправа, приятно оттеняющая вкус основного лакомого блюда.

Прохожу под остовом низководным металлического моста. На п.б. виднеется серебристая беседка.
Снова начинается участок “деревьев в русле”. Следов живности на берегах не слишком заметно, хотя обгрызенная бобрами “ива-карандаш” не может не броситься в глаза. Над головой пролетела первая за этот поход цапля.
Слева холмистый берег. Справа луг с высоким разнотравьем. Ширина реки 7-12 метров.

Постепенно приближаюсь к с. Ясное Утро. Река тщетно пытается убедить меня, что она вполне пригодна для путешествия на байдарках, демонстрирую образцово-показательный участок чистого русла. Сначала по л.б., а затем и по п.б. начинают виднеться верхушки крыш домов.
Меня останавливают остатки металлического автомоста. Река с шумом ныряет под покосившееся сооружение, поверженное весенним напором воды. У правого берега широкая промоина, опустившая мост почти до поверхности воды и не позволяющая использовать его по назначению.
Обнос около 40 м. по п.б. В ста метрах ниже моста – бурный, но безобидный слив, проходимый под л.б. Дальше Снежедь течет вдоль левобережного березняка в узком русле. На деревьях мусор от половодья на высоте 1.5-2 м. Думаю, что в период паводка Снежедь весьма непроста для сплава.
Очередной населенный пункт на низком л.б у самой реки. Как следствие – невысокий пешеходный мостик, под которым не без труда пролез под л.б. Для байдарок – явный обнос.

За прибрежными холмами – с. Лобаново. Пешеходный мост с обносом по п.б. 20 м. Сразу за мостом – родник, заключенный в металлическую трубу, мешающую ставить каяк на воду. Хрупкая старушка, невесть откуда подошедшая с ведром во время моего обноса, строго наказала быть поаккуратнее и не испортить их “колодец”.
Русло 7-10 м. Слева холмы с березами, справа луг с ивами. Почти по всей ширине реки видна тянущаяся со дна и играющая на течении трава. Похоже, что к концу лета эта растительность вылезет на поверхность воды. У берегов много капитальных мосточков. Некоторые оборудованы даже столбиками с электрическими розетками для подключения насосов.
У л.б мощный родник-яма, отгороженный от основного русла бетонной плитой. К роднику спускаются натоптанные тропки. Жилье где-то совсем рядом. Мостки, мосточки, тарзанка и даже алюминиевая “казанка”, правда без мотора. Наверное, используется в качестве парома, другого назначения на такой узкой реке я не могу придумать.

Остатки деревянного моста (быки) и сразу же за ними ж.б. мост. За ним на л.б. родник и деревня Живой Ключ, не обозначенная на карте. Судя по всему, это мост между деревнями Ветрово и Малая Рябая. Где-то здесь, на самом берегу Снежеди, на узком мысу, расположено т.н. “Ветровское городище”, защищенное со стороны полей тремя некогда высокими, а ныне осыпавшимися земляными валами. Раскопки, проведенные в этом месте в середине 70-х годов, принесли археологам множество находок, датированных XVI-XVIII веками.
За мостом очередной спортивный участок с преодолением “бурелома”. На берегу и в русле много сухих деревьев. По л.б. склон, поросший березой и осиной. Изредка видны бобровые погрызы, но они не такие многочисленные, как на реках северной части Тульской области. Ширина реки 8-10 м. Постоянно встречаются мелкие островки, поросшие травой. Места очень живописные.

Перед мостом на Кальну – техногенный порожек из остатков ж.б. плит. Прошел у п.б., царапнув дном. Еще раз убеждаюсь – река не для байдарок! От порога уже виден старый полуобвалившийся деревянный мост и за ним новый, железобетонный.

В районе села с оптимистическим названием Жизнь – бетонный пешеходный мост, лежащий непосредственно на воде. Обнос по п.б. 100 м в поисках места для старта.

Река ненадолго выходит в луга, но вскоре снова выходит к холмам, поросшими кустами и отдельными крупными березами. Русло узкое – 8-12 м, но глубокое и с ощутимым течением.
Впервые встречается глухой завал, обнос по л.б. 40 м. Немного чистой воды и ещё один обнос бобрового завала через глинистую яму на л.б. по крутому склону с травой.
Очередной бетонный пешеходный мост, проходимый под п.б.
Несмотря на обилие обносов, река откровенно нравится (фото 7). Да и что такое – обносить пустой каяк, таща его за собой за носовую петлю? Легкая разминка…

В Жерлово – новый автомост, за которым на поверхности воды лежит накат от старого бревенчатого моста. Обнос 70 м. по п.б. под мостом. Участок реки вдоль этой деревни невелик, но самый малоприятный на маршруте. На коротком участке несколько завалов из специально подпиленных толстых лозин для переходя через реку. Обносов по берегу не делал, но на местных жителей плевался ядовито. После них бобры выглядят милыми домашними зверьками!!!
К счастью, техногенная “жерловская зона” заканчивается, и река вновь радует. Кругом луга, лозины… Вдоль берега – поросшие кустарником холмы, изрезанные оврагами. Отсюда до моста в Троицкого-Бачурина самый интересный участок с быстринами, поворотами и постоянным преодолением поваленных и склоненных к воде деревьев. На береговых склонах дубняк и даже сосновая посадка.
Очередной автомост с бревенчатыми отбойниками. Сидящий с удочкой рыбак пояснил, что ближайшая деревня – Кобелёвка. И действительно – на правом берегу за деревьями слышен лай собак!!! На карте населенный пункт не нашел.

К моему удивлению, ширина реки не только не увеличивается, а с каждым километром уменьшается. Течение и глубина увеличиваются. Напоследок, в самом Троицком-Бачурино – бурный перекат перед мостом, где умудрился нахватать в каяк пару ведер воды, поскольку шел без фартука.

Верховья Снежеди
14 апреля 2005 года, каяк “Ватерфлай

Река Снежедь, весьма понравившаяся во время её прохождения летом прошлого года, манила меня своими верховьями. Всю зиму нет-нет, да и поглядывал на атлас Тульской области, и пытался угадать, что ждет меня в той части реки, которая тонкой голубой ниткой извивается по белому фону карты. Поля, луга, каменистые мели, завалы? Только опыт собственного прохождения верховий этой интересной реки мог дать ответ на все вопросы.
Каяк погружен в автомобиль и утром 14 апреля я направляюсь в Чернский район Тульской области для того, чтобы пройти участок от с.Хитрово до места моего прошлогоднего старта в районе с. Тургенево. Участок небольшой, всего около 17 километров, но этого вполне достаточно, чтобы узнать “паводковые” качества Снежеди.
Ниже моста в Хитрово – небольшой сливчик у правого берега, поток достаточно мощный (фото 8). Ширина реки невелика – 5-7 метров, в русле мелкие островки с быстринами между ними. Практически сразу же река уходит под высокий левый берег (фото 9) и ныряет под поваленный ствол лозины. Течение сильное, и я не рискую перетаскивать лодку поверх препятствия – обнос несколько метров по берегу.

Никаких сомнений в правильности того, что я решил проходить этот участок на “Ватерфлае” не возникает. За все время использования его при сплавах по паводковым рекам я ни разу не усомнился в своем мнении, что “Ватерфлай” – наиболее подходящее средство сплава для весенних рек, где главное – не скорость прохождения, а комфорт и безопасность. Не считая себя великим мастером управления каяком на бурном потоке, даже обладая парой пластиковых каяков, я ни разу не испытывал себя на них на плотных потоках коричневой воды в первых числах апреля. Готов выслушать в свой адрес массу упреков в том, что здорово упрощал себе задачу, проходя паводковые реки на “резинке”, но, отправляясь в такие походы в гордом одиночестве, без возможности страховки со стороны партнеров, волей-неволей будешь таким образом заботиться о своей безопасности. Я ставил перед собой задачи не насытить адреналином свой уже отнюдь не юный организм, а, наоборот, в комфортных условиях пройти маршрут, описать его и дать своим последователям возможность самим выбирать средство сплава, основываясь на моих записках.

Река закладывает петлю и вновь возвращается к дороге, ведущей через Хитрово в сторону поселка Арсеньево. Русло узкое, по берегам множество сухой травы, приглаженной снегом и силой паводковых вод. Летом, скорее всего, берега оденутся мощным ковром непроходимой растительности.
Судя по высоте клочков прошлогодней травы, застрявших на ветках прибрежных ветл, уровень воды при её максимуме был на метр выше того, по которому я иду. Река приятная, то шустрая с быстринами, то широкая (12-15 м) и практически без течения. Один из участков я даже сравнил с гребным каналом в Крылатском. Но этот “канал” совсем не длинный, и отнюдь не подобные пейзажи преобладают в этих местах. По берегам холмы, крутые откосы, поросшие березовыми рощами (фото 10). Иногда вершины прибрежных склонов поросли полосами прозрачного леса. Склоны часто каменистые. Много родников, залитых водой. Похоже, что летом вода стоит ниже сантиметров на 50.

Населенных пунктов мало и, похоже, они не очень жилые. На берегах не видно традиционных для жилых мест обустроенных рыбацких местечек и низководных мостков. Только Липицы произвели впечатление живой деревни.
На всем протяжении маршрута глухих завалов практически нет. По пути пришлось обнести всего пару бревен и пару мостиков в районе Липиц (фото 11). Каких-то особых трудностей на реке нет, есть лишь места, где отдыхаешь от гребли, поправляя движение лодки, подхваченной струей, легким касанием воды веслом. Встречаются места, где река разделяется на несколько проток между затопленными кустами или с силой бьёт в высокий берег, сверкая небольшими барашками косых валов. Иногда вдоль берегов тянется сплошная полоса камыша, шуршащего от малейшего ветерка (фото 12). Изредка вода бурлит на каменистых перекатах. В целом, пытаясь найти слово, интегрально характеризующее верховья Снежеди, я подобрал термин “обаятельная река”, как бы ни парадоксально звучало это слово по отношению к неодушевленному предмету.

На всем протяжении маршрута берега так густо отмечены присутствием бобров, что невольно начинаешь считать, что пора бы открывать на них целенаправленную охоту, пока они не перепортили весь небогатый запас деревьев вдоль Снежеди. По берегам встречаются целые осиновые рощи, добросовестно прореженные зверьками с ценным мехом. Среди нетронутых ещё стволов тут и там торчат островерхие пеньки-карандаши. Вся земля между деревьями усыпана свежими желто-оранжевыми стружками. Частенько на берегу виднеются поваленные стволы многолетних лозин, начисто лишенные коры острыми зубами незримых токарей (фото 13).
Надо сказать, что до тех пор, пока я не стал сплавляться по малым рекам Тульской области, я был знаком с бобрами лишь заочно – по книгам и познавательным телепередачам. В результате, у меня сложилось устойчивое мнение, что эти животные подгрызают деревья с одной единственной целью – создать запруду и устроить в ней свою хатку. Желание похвальное, ибо, наверное, и у бобров бытует такое поверье, что за свою жизнь правильный бобр должен повалить дерево, построить хатку и вырастить бобренка. Так вот, это мнение было совершенно разрушено моими наблюдениями за следами бобровой деятельности на берегах тульских рек. Судя по всему, этих животных нисколько не волнует проблема обустройства жилья – деревья валятся где попало и как попало, абсолютно без намерения направить их падение в воду. Редко когда подгрызенное дерево перекрывает реку, да и в этом случае никаких плотинок не образуется, как и мест, где можно устроить более или менее благоустроенную хатку (фото 14).
Чаще всего бобры валят дерево, весьма далекое от воды, и добросовестно его обгладывают, создавая из толстых стволов такие коленчатые валы, что просто диву давался. Не раз я прерывал свой сплав, чтобы выйти на берег и запечатлеть результаты их токарного мастерства (фото 15). На одной из подобных “стройплощадок” я подобрал из кучи стружек кусок осинового ствола, обточенного с двух сторон так, что в результате получилось массивное деревянное веретено. Подумал – отдам дочери, она отнесет в школу на урок природоведения, когда будут проходить тему про бобров.
В бобровой деятельности поражала некая бесхозяйственность – ну свалил ты дерево, так давай, питайся им, пока оно не засохло. Так нет, практически нетронутый запас еды бросается на произвол судьбы и рядом валится новое дерево. Такое впечатление, что бобры просто упражняются в лесоповале.
Бобры не стесняются появляться в непосредственной близости от жилья. Последние следы их активной деятельности встретились не далее, чем в 200 метрах от моста близ Тургенево.

В паводок этот участок Снежеди можно пройти даже на каркасной байдарке, хотя считаю, что предпочтительными, все-таки, являются надувные байдарки типа “Щуки”, “Ласточки” и “Ватерфлая”. Ну и конечно, пластиковые каяки, которые, безусловно, являются фаворитами на подобных реках, особенно если у каякеров есть хотя бы минимальный опыт управления лодкой на бурной воде.
Со спортивной точки зрения верховья Снежеди не представляют из себя значительного интереса. Скорее, это река для получения удовольствия, а не адреналина. Трудностей ровно столько, чтобы не забывать, что плывешь по паводковой реке, всегда таящей в себе ту или степень опасности. Частенько, при сплаве по сложной реке не успеваешь толком взглянуть на окружающие пейзажи. На Снежеди же времени для любования красотами средне-русской полосы у вас будет предостаточно.

Неожиданное резюме

В молодости, выбирая очередной байдарочный маршрут для похода выходного дня на близлежащих реках, я не в последнюю очередь обращал внимание на количество обносов и близость места старта и финиша к автобусным маршрутам или железнодорожным станциям. Тогдашнее “застойное” снаряжение не располагало к регулярному преодолению препятствий по берегу, даже при наличии изрядного молодецкого задора, удали и авантюризма и, казалось, неисчерпаемых физических сил.

Кто бы мог предполагать, что в более зрелые годы, только что преодолев маршрут почти с двумя десятками обносов, я буду думать о том, чтобы пройти его еще раз. Пластиковый каяк и одомашненный автомобиль с безотказным приятелем-водителем безмерно расширили круг обаятельных речек, сплав по которым стал возможен без излишних затрат нервных и физических сил. Да, довели демократы страну до ручки…

И это не литературная гипербола, рожденная для эффектного завершения очередного отчета о прохождении очередной реки. Летняя Снежедь настолько понравилась, что я обязательно постараюсь ещё раз выбраться в эти места.

Михаил Трусков, 2004-2005 г

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.

SEO Powered by Platinum SEO from Techblissonline