Сергей Макаров Экодеревни — светлое будущее
Или антикризисный проект?
Галилейский плотник, как известно, сурово осуждал расточительность. Но не только христианство, все религии, кроме, может быть, ислама, призывают бережно относиться к среде обитания. Впрочем, не обязательно быть религиозным — простой здравый смысл говорит о том, что, разрушая природу, мы рубим сук, на котором сидим.
Концепция экопоселений приобрела в последние десятилетия большую популярность, сравнимую разве что с популярностью монастырей в Средневековье. Природосбережение здесь становится символом веры — веры в то, что человечество сумеет выбраться из цивилизационной ловушки, в которую само себя загнало.
Всемирный стратегический план действий по экологии «Повестка дня на XXI век» был принят в 1992 году в Рио-де-Жанейро на международной конференции ООН с участием 179 глав государств. «Только усилиями всех стран мира возможно разрешение глобального экологического кризиса и благополучное существование на Земле», — говорится в резолюции. Практически во всех разделах «Повестки дня на XXI век» прямо или косвенно рассматриваются проблемы обеспечения экологически безопасным продовольствием и жильем, причем выход из ситуации связывается с рассредоточением городов в экодеревни.
Энтузиасты экодеревень считают их прообразом или «лабораторией» для построения будущего людского сообщества, в котором общественное и личное сочетаются так же гармонично, как компост с вегетарианством, компьютер с медитацией, а человек с природой.
Главный враг экодеревень, конечно, экономика. Методы труда поселенцев не могут сравняться по эффективности с современными хозяйствами, отсюда низкая прибыль, дорогая продукция и т.д. Впрочем, большинство экопоселенцев обходятся малым, получая взамен моральное и психологическое удовлетворение, не говоря уж о физическом здоровье.
Как экодвижение сочетается с кризисом? На первый взгляд в кризис не до экологии. Кризис — это скорее сплошная тряска насчет того, как выгрести и где взять денег, чем покой и медитация. Но есть, как всегда, и альтернативная точка зрения: «Новый аскетизм». Люди теряют работу, а вместе с ней и необходимость жить в городе, поэтому на последние средства уезжают в глушь и там строят свой мир. А «эко» получается само собой, поскольку горожане уже заражены этой идеологией. Да и к тому же нет денег на трактор!
Алексей Щукин, ведущий эксперт проекта «Российский дом будущего», считает: « Тема экодеревни как сообщества людей-единомышленников — тема чрезвычайно интересная. Еще вчера такие сообщества многим казались экстремизмом, сектой. Завтра они могут оказаться чуть ли не главным способом выживания в глобальном кризисе, переходящем в глобальный хаос.
Первое — в кризис легче выжить коммуной. Подставляя друг другу плечо, делая общее дело. Одиночки могут не выжить. Куда денутся миллионы строителей-таджиков, оставшихся без работы? Будут рыскать по стране в поисках какой-то поживы. И потому именно сообщества могут обеспечить безопасность.
Второе — главным вызовом в нынешний кризис может стать вопрос продовольствия. Особенно в нашей стране с разрушенным сельским хозяйством (в Москве 70% продуктов — импорт). С падением цены нефти и ростом проблем по завозу импортной еды встанет вопрос, как в начале 90-х, — вопрос ведения натурального хозяйства. Сообщества смогут наладить такое хозяйство более эффективно, чем индивидуалы».